Общенаучные методы современного естествознания и их характеристика

Цели и задачи дисциплины Цели: На основе изучения концепции глобального эволюционизма сформировать у студентов: - целостный взгляд на развитие объективного мира как неразрывного единства природы, общества и человека; - научный взгляд на эволюцию материи во Вселенной как процесс постоянного усложнения форм ее организации; - использовать мировоззренческие и методологические естественнонаучные знания для формирования научного стиля мышления профессионального специалиста в сфере таможенной деятельности; - применять естественнонаучную методологию для повышения социальной и профессиональной мобильности, быстрой адаптации к изменяющимся условиям деятельности работника таможенных органов. Задачи: - обучить будущих специалистов пониманию иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; - сформировать у обучаемых научное понимание эволюции материи во Вселенной в рамках глобального эволюционизма как единый, непрерывный, восходящий процесс; - научить будущих специалистов понимать специфику живого, принципы эволюции, биологическое многообразие и его роль в сохранении устойчивости биосферы; - вооружить обучаемых методологией анализа физиологических основ психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла ООП ВПО. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология» основной образовательной программы среднего полного общего образования. Требования к входным знаниям студента, необходимым для изучения дисциплины. Для изучения дисциплины студент должен: знать: - основные формы движения материи в рамках анализа неживой и живой материи; - основные законы развития неживой и живой материи, изучаемые в рамках физики, химии и биологии; - содержание механистической и электромагнитной картин мира; - особенности формирования биологической картины мира. Дисциплина является предшествующей для дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия» базовая часть. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности 036401 Таможенное дело направлен на формирование следующей общекультурной компетенции: - способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности ОК-5 в части применения методологии, форм и методов концепций современного естествознания для анализа различных явлений и процессов действительности. В результате изучения дисциплины студент должен: знать - основные тенденции изменения и самоорганизации неживой и живой материи в рамках концепции глобального эволюционизма; - основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания; - ньютоновскую и эволюционную парадигмы; - особенности современной квантово-релятивистской картины мира. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. Вид учебной работы Всего часов Семестр 1 Аудиторные занятия всего 50 50 В том числе: Лекции Л 16 16 Семинары С 34 34 Самостоятельная работа всего 58 58 Вид промежуточной аттестации зачет Общая трудоемкость часы ЗЕ 108 108 3 3 5. Наука, естествознание, картина мира 1. Концепция «двух культур» Сноу — естественно - научной и гуманитарно - художественной. Путь к единой культуре. Науки естественные «науки о природе» и гуманитарные «науки о духе»их различие и сходство. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания: цели и задачи; объект и субъект, методы и средства, ценности идеалы, методологические установки и стиль мышления. Проблема понимания и описания, понимания интеграции, понимания и оценки в естественно - научном и гуманитарном познании. Идея полифоничности и диалогичности мышления в гуманитарных науках Взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение естественных и гуманитарных наук в процессе создания общей картины мира, формирование единой техногенной культуры Социокультурный смысл современного естествознания. Значение его достижений в утверждении идеалов научно-рационального отношения к действительности. Влияние естествознания на различные сферы деятельности людей. Необходимость изучения концепций современного естествознания специалистами гуманитарного профиля. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Структура учебного курса, логика его построения и особенности изучения студентами факультетов академии. Влияние развивающихся орудий труда, возникновения письменности и общественного разделения труда на рационализацию форм деятельности и мышления. Основные этапы развития науки: натурфилософский, аналитический и синтетический. Формирование идеи рациональности и первых естественнонаучных программ математическая, атомистическая, аристотелевская в период античности. Первые попытки классификации наук. Формирование логических форм научного мышления, доминирование ценностного над познавательным в эпоху средневековья. Распространение ненаучных знаний — алхимии, астрологии, магии. Развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и Нового времени. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы. Научная революция ХVII. Дифференциация научного знания и рост числа естественных наук. Формирование неоклассического типа рациональности в ХIХ. Мировоззренческий смысл естественнонаучных открытий ХVII - ХIХ вв. Революция в естествознании на рубеже ХХ века и формирование пост-классического типа рациональности. Возникновение релятивистской и квантовой физики. Перестройка естественнонаучной картины мира изменение стиля мышления. Необходимость интеграции научных исследований и появление новых наук в ХХ. Различные подходы к определению науки. Основные подходы к бытию науки: наука как деятельность по производству знаний, как социальный институт, как особый вид духовного производства. Наука как система теоретических знаний. Законы, принципы и категории как компоненты науки. Особенности научного знания и научной деятельности. Объект, предмет и субъект науки. Наука как социальный институт. Социальная система науки и ее составляющие: научное сознание, научные отношения, научные организации и учреждения, формы научного труда и др. Формы организации и управления науки. Понятие научного сообщества, научной школы. Наука в системе культуры. Взаимовлияние науки и культуры. Взаимосвязь материального и духовного производства. Наука и образ жизни. Наука и система образования. Неопозитивистская и постпозитивистская модели развития науки как выражение радикального сциентизма. Теория «роста знаний» как логика принятия и смены теорий. Концепция научных революций Понятие парадигмы и нормальной науки. Научная революция как смена парадигм. Методология исследовательских программ История науки как процесс рождения, жизни и гибели исследовательских программ. Принцип пролиферации размножения теории в плюралистической методологии Эволюционная модель развития науки Ст. Тулмина, тематический анализ науки Дж. Тенденции развития и функции науки. Внешние закономерности как отражение взаимосвязи науки с другими общественными явлениями экономикой, политикой, моралью, искусством, религией, культурой и т. Внутренние закономерности как отражение устойчивых, необходимых, существенных и противоречивых сторон процесса научного познания - экспоненциальный ускоренный и аккумулятивный характер развития науки, преемственность ее исторических форм, единство процессов дифференциации интеграции научных знаний и др. Интернализм и экстернализм в понимании механизма развития науки. Соотношение научной теории и научной картины мира. Структура научной картины мира. Концептуально- понятийный и чувственно-образный компоненты картин мира. Роль естественных и гуманитарных наук в формировании физической, биологической и социальной картин мира. Функции научной картины мира. Место естественнонаучной картины мира в системе мировоззрения личности. Эволюция естественнонаучной картины мира. Развитие естествознания историческая изменчивость картины мира. Основные этапы развития естественнонаучной картины мира. Особенности донаучной, натурфилософской картины мира. Корпускулярные представления и механистическая картина мира. Континуальные взгляды на материю. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы и квантово-релятивистская картина мира. Принцип корпускулярно-волнового дуализма Тенденции развития современной естественнонаучной картины мира. Проблемы создания общей картины 1. Структура и методы естественнонаучного познания Научный метод. Метод, методология и методика, их взаимосвязь и различие. Структура и виды методологии. Роль методологии в развитии научного познания. Методология и научные парадигмы. Взаимодействие философии и научной методологии. Методологический смысл основных принципов современного естествознания: соответствия, универсального эволюционизма. Классификация научных методов и её основания. Методы - подходы и методы - приёмы. Соотношение философских, общенаучных и специальных методов. Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни. Общенаучные методы современного естествознания их характеристика. Методы эмпирического этапа познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение и др. Методы теоретического этапа познания: анализ, синтез, идеализация, формализация, дедукция, индукция и др. Специальные частные методы естественных наук. Методологические возможности системного подхода. Основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, функция. Принципы системного подхода: целостность, иерархичность, интегративность, системный анализ и др. Противоречия системного мышления и пути их разрешения в естественнонаучном и гуманитарном познании. Тенденции развития методологии естественно - научного познания. Методология и стиль мышления. Методологическая культура специалиста таможенной службы. Природа в современной физической картине мира 2. Глобальный эволюционизм и самоорганиза-ция материи Глобальный эволюционизм как отражение всеобщей закономерности развития материи, повышение её структурной организации. Структурные уровни организации материи: микро- макро- и мегамиры. Единая модель универсальной эволюции Вселенной: происхождение Вселенной космогенезвозникновение Солнечной системы и планеты Земля геогенезпроисхождение жизни биогенезвозникновение человека и общества антропосоциогенез. Преемственность и генетическая связь между космической, химической, биологической и социальной типами эволюции. Принципы универсального эволюционизма и синергетика. Порядок и беспорядок в природе, хаос. Равновесные и неравновесные состояния открытых диссипативных систем. Самоорганизация неравновесных систем как спонтанный переход к более сложным и упорядоченным формам организации. Вселенная как неравновесная система. Эволюция нестационарной Вселенной как процесс нарастающего усложнения организации материальных объектов от элементарных и субэлементарных частиц после Большого взрыва до звёздных и галактических систем. Самоорганизация в физике ячейки Бенарав химических процессах реакция Белоусова - Жаботинскогов живой природе Антропный принцип о единстве общества, человека и Вселенной. Совпадение больших чисел и антропный принцип. Слабый Дикке и сильный Проблема построение новой целостной научной картины мира на основе принципов системности, глобального эволюционизма, самоорганизации, историчности. Корпускулярно-континуальная концепция описания материи Революция в физике в начале XX века. Предпосылки и этапы возникновения квантовой механики. Открытие электрона, квантовой природы излучения, фотоэффекта, корпускулярно-волновой природы света, создание планетарной модели атома, волновой и квантовой механики Проблема интерпретации квантовой механики. Проблема причинности в современной физике. Критика классического детерминизма и формирование вероятностной его формы. Современные представления о пространственно- временных характеристиках микромира. Принципы суперпозиции, дополнительности, неопределённости их значение для формирования корпускулярно- континуальных представлений. Современные представления об элементарных частицах. Характеристика микрочастиц масса, электрический заряд, период жизни, спин. Систематика элементарных частиц лептоны, мезоны, нуклоны, гипероны и гипотеза кварков Универсальная взаимозависи-мость и взаимопревращаемость микрочастиц. Значение квантовой механики и ядерной физики для развития производства, получения новых видов энергии. Проблема использования ядерной энергии и ее социальные последствия. Перспективы использования энергии термоядерного синтеза. Мировоззренческий и методологический смысл основных положений квантовой механики. Фундаменталь-ные взаимо-действия и закономерности в природе Физическая система: её состояние и эволюция. Движение изменение состояний системы. Взаимодействие как основа движения материи. Типы фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное. Теория "Великого объединения" типов взаимодействий. Законы взаимодействий, их качественная определённость и многообразие. Динамические и статистические закономерности в природе и соотношение между. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Первое и второе начала термодинамики. Проблема "тепловой смерти" Вселенной. Энтропия как мера беспорядка в системе. Хаос и порядок в природе. Границы применения принципа энтропии. Теория относительности и пересмотр пространственно-временных представлений. Естественнонаучные предпосылки создания теории относительности: разработка теории поля Максвеллпоявление неэвклидовой геометрии Основные положения специальной теории относительности Формирование представлений о неразрывном единстве материи, движения, пространства и времени. Эквивалентность инерциальной и гравитационной масс. Связь массы и энергии. Зависимость пространственно-временных параметров от тяготения. Экспериментальная проверка положений теории относительности и её мировоззренческое значение. Принципы симметрии и законы сохранения Фундаментальные законы и принципы как результат естественнонаучного познания. Радиально - лучевая, билатеральная симметрия и симметрия винта. Симметрия в живой и неживой природе. Зеркальная асимметрия и жизнь. Симметрия материальных объектов и физических законов. Основополагающие принципы естествознания принципы симметрии и законы сохранения физических величин. Принципы симметрии в физике. Пространственно - временные внешние и внутренние принципы симметрии. Законы сохранения физических величин. Законы сохранения энергии, импульса количества движениямомента импульса момента количества движения. Законы сохранения как правила запрета. Физические законы и преобразования подобия. Принципы внутренней симметрии в микромире сохранение электрического заряда, перестановочная симметрия, принцип запрета Паули. Связь между свойствами симметрии физической системы и законами сохранения теорема Роль симметрии в познании природы. Естественнонаучный и мировоззренческий смысл принципа соответствия. Философский смысл принципа соответствия как выражение соотношения абсолютной и относительной истин. Методологическое значение принципа для разработки новых научных теорий. Современные представления об эволюции Вселенной Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки. Идея гелиоцентризма Аристарх Сомосский. Коперника «Об обращении небесных сфер». Идея о бесконечности Вселенной и о звездных мирах Дж. Космологические воззрения и практическое изучение небесных объектов Законы движения планет Создание первой модели Галактики Традиции и революция в астрономии ХХ века. Модели стационарной и нестационарной Вселенной. «Красное смещение» и закон Гамова «горячей Вселенной» и Модель стандартной Вселенной и основные стадии ее эволюции: сингулярности, расширения, сжатия, пульсации. Эры эволюции Вселенной: адронная, лептонная, эра вещества излучения. Предсказание и обнаружение реликтового излучения. Формирование теорий структуры и эволюции Вселенной. Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной. Проблема поиска и возможности существования внеземных цивилизаций. Становление оснований постклассической космологии и астрономии. Происхождение и эволюция галактик. Галактика «Млечный путь»: строение, основные характеристики. Происхождение и эволюция звезд. Звездные ассоциации, переменные и нестационарные звезды. Обычные, нейтронные звезды, красные гиганты их эволюция: белые карлики, пульсары, черные дыры. Космогонические гипотезы образования Солнечной системы. Классическая космогоническая гипотеза Лапласа происхождение солнечной системы. Концепция электромагнитного происхождения солнечной системы. Шмидт о происхождении планет солнечной системы. Образование химических элементов их распространение в космосе. Внутреннее строение история геологического развития земли. Концепция дрейфа материков Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Природа в современной биологической картине мир 3. Концепции эволюционной химии Зарождение химических знаний в эпохи Возрождения и Нового времени. Становление эксперименталь-ной, аналитической химии Учения о химическом равновесии Создание химического атомизма Систематизация химических элементов Беккерельизотопических свойств Эволюционное объяснение явлений химизма. Учение о химической эволюции. Химические процессы, реакционная способность веществ. Учение о реакции как проявление активности материи. Химические системы, их специфика. Равновесные и неравновесные элементарные химические системы. Некаталитические и каталитические открытые системы. Объекты и процессы химической эволюции. Эволюционные законы химии и учение о химической эволюции. Общность объектов эволюционной химии и биологии как неравновесных открытых систем. Типы самоорганизации неравновесных систем: континуальный для микрообъектов и когерентный для макрообъектов. Происхождение жизни в результате химической эволюции как химическая проблема. Законы прогрессивной химической эволюции как основа теоретической биологии. Место и роль химического знания в современной духовной культуре человечества, в мировоззрении личности. Концепции биологических уровней организации живой материи Становление биологической картины и основные этапы ее развития. Особенности биологического уровня организации материи и объекта биологического познания. Биологические знания средневековья Альберт Великий, Авиценнаэпохи Возрождения и Нового времени Введение понятия "клетка" Гуксистематика растений и животных Бюффонзарождение эволюционного учения Лайельклеточная теория Основные концепции происхождения жизни: панспермия, самопроизвольное зарождение, креационизм, витализм и др. Концепция биохимической эволюции Коацерватная теория: образование протобионов их эволюция. Теория каталитических систем Основные уровни организации жизни: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционный, видовой, биогеоценотический, биосферный. Теория естественного отбора Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Популяция как элементарная эволюционная единица. Естественный отбор как движущая сила эволюции. Видообразование как результат микроэволюции. Эволюция филогенетических групп, ее закономерности. Антропогенез и его основные этапы. Антропосоциогенез: единство биологической и социальной эволюции. Особенности ранней стадии эволюции человека разумного: роль труда, развитие речи, культурная эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Факторы эволюции и возможные пути эволюции человека в будущем. Мировоззренческое значение эволюционной биологии для описания развивающихся систем живой природы. Генетика и эволюция живой природы Развитие эволюционного учения в ХХ. Возникновение генетики как науки. Основные этапы развития генетики: классический, неоклассический, синтетический. Переоткрытие законов наследственности Введение понятий «ген», «генотип», «фенотип» Хромосомная теория наследственности Открытие структурной организации молекулы ДНК, ее роль в передаче наследственной информации. Расшифровка генетического кода Проблема мутаций в современной генетике. Несостоятельность автогенеза и эктогенеза в объяснении эволюции живых организмов. Направленность мутационного процесса как элементарного фактора эволюции. Генетическая связь живых организмов как специфический вид всеобщей связи явлений материального мира. Основные направления современного развития генетики. Возникновение молекулярной биологии и молекулярной генетики. Искусственный синтез белков, ДНК, РНК, гена и развитие генной инженерии. Генетика и проблема соотношения биологического и социального в человеке. Мировоззренческое и методологическое значение новейших открытий в генетике, генной инженерии для развития общества и определения общей направленности эволюционного процесса. Самоорганизация и управление в неживой и живой природе Понятие самоорганизации. Самоорганизация в живой и неживой природе. Упорядоченность в нелинейных, диссипативных системах. Когерентность и бифуркации как основа самоорганизации и развития диссипативных систем. Самоорганизация в живой материи. Высшая нервная деятельность, работа мозга. Поведенческая информация и речь, появление логической информации и целенаправленность развития. Самоорганизация и управление в социокультурных системах. Управление и моделирование социальных процессов. Кибернетика как наука о процессах управления в сложных динамических системах. Разработка основ кибернетики Основные понятия кибернетики: управление, информация, система управления, цель и др. Содержание принципов кибернетики — обратной связи, "черного ящика", функциональной связи, необходимого разнообразия их значение для познания связей природной и социальной действительности. Возможности моделирования функций человеческого мозга бионическое, эвристическое, эволюционное моделирование и создания самоорганизующихся систем управления. Методологическое значение кибернетики для развития науки, практики, профессиональной деятельности работников таможенной службы. Экология и здоровье человека Понятие и структура биосферы. Давление жизни и эволюция живых организмов как условие существования биосферы. Биосфера как саморегулирующаяся кибернетическая система с положительными и отрицательными обратными связями. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени. Живое вещество в биосфере. Макросистема живых организмов их функции в биосфере. Многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы. Человек — новая геологическая сила. Понятие о ноосфере Леруа, Тейяр де Шарден. Основные положения учения Вернадского о ноосфере: роль научной мысли как планетарного и космического явления, сознательная деятельность человека, связанная с преобразованием биосферы и др. Закономерности перехода биосферы в ноосферу. Воздействие техносферы на биосферу. Разрушение экосистем и возникновение экологического кризиса. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Экологические проблемы их влияние на биологические основы развития человека. Здоровье человека как комплексная социальная и научная проблема. Соотношение биологических наследственных, возрастных, иммунологических и др. Проблема нормы и патологии в современной медицине. Жизнь как биологическая и биоэтическая ценность. Экологическая этика и биоэтика. Место биоэтики в формировании мировоззрения специалистов таможенной службы. «Философия» + + + 5. Наука, естествознание, картина мира 8 16 20 44 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 2 2 2 6 1. Возникновение и тенденции развития естествознания 2 2 4 8 1. Наука как способ познания мира и социальный институт 4 4 8 1. Современные концепции и модели развития науки 4 2 6 1. Естествознание и научная картина мира 2 2 4 8 1. Структура и методы естественнонаучного познания 2 2 4 8 Раздел 2. Природа в современной физической картине мира 4 10 20 34 2. Глобальный эволюционизм и самоорганизация материи 2 2 2. Корпускулярно-континуальная концепция описания материи 2 2 4 8 2. Природа в современной биологической картине мира 4 8 18 30 3. Концепции эволюционной химии 2 2 3. Концепции биологических уровней организации живой материи 2 2 4 8 3. Генетика и эволюция живой природы 4 4 8 3. Самоорганизация и управление в неживой и живой природе 4 4 3. Экология и здоровье человека 2 2 4 8 6. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 2 2. Возникновение и тенденции развития естествознания 2 3. Наука как способ познания мира и социальный институт 4 4. Естествознание и научная картина мира 2 6. Корпускулярно-континуальная концепция описания материи 2 8. Современные представления об эволюции Вселенной 2 10. Современные космология и космогония о происхождении и эволюции звездных систем 2 11. Концепции биологических уровней организации живой материи 2 12. Экология и здоровье человека 2 7. Учебно-методическое информационное обеспечение дисциплины а основная литература: Грушевицкая Концепции современного естество­знания: учебное пособие - Концепции современного естествознания: учебник — Концепции современного естествознания: учебник — Концепции современного естествознания: учебное пособие — Я Концепции современного естествознания: учебное пособие — Концепции современного естествознания: учебное пособие — Концепции современного естествознания: учебное пособие — Концепции современного естествознания: учебное пособие — Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютер, подключенный к видеопроектору для показа слайдов. Класс, оборудованный для презентаций лекции по учебной дисциплине. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Изучение данной дисциплины осуществляется на основе раскрытия научной концепции глобального эволюционизма, позволяющей рассматривать эволюцию материи во Вселенной как единый, непрерывный, восходящий процесс усложнения форм ее организации от элементарных частиц до образования атомов, молекул, клетки и, наконец, человека как высшей социально-организованной разновидности материи. Такой подход позволяет сформировать у студентов целостный взгляд на развитие объектного мира как неразрывного единства природы, общества и человека. При изучении тем дисциплины «Концепции современного естествознания» следует иметь ввиду, что усвоение студентами теоретических проблем курса позволяет решить две основные взаимосвязанные задачи: во-первых, мировоззренческую, то есть показать, как на основе естественнонаучных знаний формируется современная научная картина мира и, во вторых, методологическую — показать как в современных естественных науках формируется целостная система принципов, методов и способов, позволяющих повышать эффективность и действенность познавательной и практической деятельности. Анализ основных проблем курса осуществляется в тесной связи с другими учебными дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов, что позволяет использовать в единстве мировоззренческие и методологические знания для формирования научного мировоззрения, научного стиля мышления профессионального специалиста таможенных органов. Основными видами учебных занятий являются лекции, практические занятия и семинары, а также самостоятельная работа. Лекции являются основой образовательной подготовки студентов. Они носят научно-теоретический, проблемный и поисковый характер и позволяют раскрыть содержание основных тем курса, дают студентам представление об иерархии структурных уровней организации материи от микро- до макро- и мегамира, о специфике живого, его биологическом многообразии и роли в сохранении устойчивого развития биосферы. На семинарских занятиях обсуждаются актуальные проблемы формирования научных знаний, этапы и закономерности их развития и становления на их основе современной естественнонаучной картины мира. Раскрытие содержания современных квантово-релятивистской и биологической картины мира позволит студентам применять разносторонние физические, химические и биологические знания как единый системный комплекс. Практические занятия закрепляют полученные теоретические знания по методам естественнонаучного познания и законам эволюции живой материи и формируют умения и навыки их применения. Данная форма занятий предполагает индивидуальный контроль знаний студентов, творческое обсуждение проблем, взаимный обмен мнениями по поставленным вопросам, выполнение практических упражнений и тестовых задач. Самостоятельная работа студентов направлена на систематическую и глубокую доработку и усвоение лекционного материала, обстоятельную подготовку к семинарам и практическим занятиям, изучение основной учебной и дополнительной монографической литературы по проблемам естествознания, выполнение практических упражнений и тестовых задач. В процессе изучения курса предусмотрено написание рефератов и научных сообщений по актуальным проблемам естественных наук, которые заслушиваются и обсуждаются на занятиях и являются одной из форм контроля самостоятельной работы студентов. Таким образом, материал данного курса полностью отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта и обеспечивает формирование у студентов целостного системного понимания сущности окружающего физико-биологического мира и происходящих в нем природных процессах на различных структурных уровнях в их взаимосвязи и взаимозависимости. Изучение курса «Концепции современного естествознания» завершается зачетом, который проводится в соответствии с установленными требованиями. Вопросы к зачету Естествознание в структуре современной науки. Предпосылки и основные этапы развития науки. Понятие науки и основные закономерности ее развития. Структура науки и ее классификация. Современные концепции развития науки. Понятие и содержание современной научной картины мира. Эволюция естественнонаучной картины мира. Методы современного естествознания их характеристика. Системный подход: основные понятия и методологические возможности. Синергетический подход и его значение в современном науч­ном познании. Глобальный эволюционизм и самоорганизация материи. Возникновение и основные этапы развития квантовой механи­ки. Современные научные представления о систематике и свойствах микрочастиц. Основные формы фундаментальных взаимодействий явлений объективного мира их характеристика. Предпосылки возникновения и основные положения специаль­ной теории относительности Основные положения общей теории относительности Эйн­штейна и ее мировоззренческий смысл. Принципы соответствия, дополнительности, соотношения неопределенностей их методологическое значение. Принципы симметрии и законы сохранения. Современные представления о законах взаимодействий, их качественной определенности и многообразии. Основные концепции эволюционной химии. Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки. Современная космология о строении и свойствах Вселенной. Основные гипотезы возникновения Вселенной их основания. Космогонические гипотезы происхождения Солнечной систе­мы. Основные этапы развития биологической картины мира. Дарвина: основные положения и ми­ровоззренческое значение. Основные положения синтетической теории эволюции. Проблема происхождения и сущности жизни в биологии и ее современное решение. Концепции происхождения жизни в биологии, их характерис­тика и мировоззренческое значение. Генетика как наука и основные этапы ее развития. Основные понятия и законы современной генетики. Природа мутаций и ее решение в современной генетике. Генетика о соотношении биологического и социального в че­ловеке. Мировоззренческий смысл генной инженерии. Основные понятия и принципы кибернетики. Понятия «биосфера» и «ноосфера» в современной науке их мировоззренческое значение. Экологические проблемы их влияние на биологические ос­новы развития человека. Примерные тестовые задания Тестовые задания к темам 1. К основным предпосылкам возникновения научного знания относятся: 1. Потребности материального производства 2. Развитие художественного творчества 4. Появления научных школ и сообществ. Определите основные этапы развития научных знаний. Структура науки как системы теоретических знаний включает: 1. К внутренним закономерностям развития науки относятся: 1. Гармоничность и целесообразность 2. Зависимость развития науки от материального производства 3. Преемственность в развитии науки 4. Установите соответствие — модели развития науки разрабатывали: 1. Логико-методологическую А И Лакатос 2. Методологию научно-исследовательских программ Б Методологического плюрализма В Научная картина мира включает в себя: 1. Натурфилософскую картину мира 2. Рационалистическую картину мира 3. Биологическую картину мира 4. В основе механистической картины мира лежит принцип: 1. К основным этапам развития науки относятся: 1. Установите соответствие — принципы физической картины мира разрабатывали: 1. Корпускулярно-волнового дуализма В Наука выполняет следующие функции: 1. Аналитическую Тестовые задания к темам 1. Учение о последовательности и целесообразности применения методов в определенной сфере деятельности это: 1. К общенаучным методам теоретического этапа познания относятся: 1. К философским методам относятся: 1. Синергетика при исследовании систем рассматривает процессы: 1. К основным принципам системного подхода относятся — принципы: 1. Установите соответствие — данные подходы разрабатывали: 1. Диалектический А Хакен Синергетический Б Пригожин Системный В Гегель Метод движения мысли от частного к общему называется 1. «Закономерная устойчивая связь между элементами системы» - это: 1. Установите соответствие — в каких методах-подходах анализируются связи: 1. Синергетический А всеобщие 2. Системный Б функциональные 3. Философский В нелинейности 10. Совокупность общих положений, принципов, требований, применяемых в познании и практике — это: 1. Диалектика Тестовые задания к темам 2. Квантовая механика как наука сформировалась: 1. К легким частицам лептонам относятся: 1. К фермионам относятся частицы: 1. Установите соответствие — данные принципы квантовой механики разработали: 1. Корпускулярно- волнового дуализма А Соотношения неопределенностей Б Принцип соответствия В Установите соответствие — носителями данных типов взаимодействий являются частицы: 1. Гравитационное А глюон 2. Сильное Б фотон 3. Электромагнитное В гравитон 6. Планетарную модель атома разработал: 1. Нейтрон открыл физик: 1. Квантовую модель атома разработал: 1. Установите соответствие — данные явления в квантовой механике открыли: 1. Квантовую природу света А Луи де Бройль 1. Двойственную природу микрочастиц В Установите соответствие — модели атома разработали: 1. Планетарная модель атома А Квантовая модель атома Б Дж. Нейтральная модель атома В Тестовые задания к темам 2. Гелиоцентрическую систему мира впервые разработал: 1. Работу «Об обращении небесных сфер» написал: Дж. Нестационарную модель Вселенной разработал: Галактики во Вселенной разделяются на следующие основные типы: Эллиптические Симметричные Сферические Газопылевые Неправильные Спиральные 5. Установите соответствие — данный тип звезд, имеющий соответствующую массу коллапсирует: 1. Обычные звезды А Черную дыру 1. Нейтронные звезды Б Пульсар 2. Красные гиганты В Белый карлик 3. Создателем релятивистской теории тяготения является: Установите соответствие — Солнце, вращаясь с определенной скоростью вокруг ядра галактики совершает полный оборот за: 1. Установите соответствие — данные модели и гипотезы Вселенной разработали: 1. Стационарной Вселенной А Нестационарной Вселенной Б «Горячей Вселенной» В Определите, в какую постзвезду коллапсируют нестационарные звезды: 1. Нейтронная звезда А Белый карлик 2. Красный гигант Б Черную дыру 3. Обычная звезда В Радиопульсар 10. Закон зависимости энергии от массы материальных тел и скорости их движения открыл: Хаббл Тестовые задания к темам 3. Создателем первой систематизации растительного мира по произвольно выбранным признакам является: 1. В большинстве мутации вредны для организма так как: 1. Нарушают приспособленность организма к среде 2. Передаются по наследству 4. Вызывают гибель организма 3. К движущим силам эволюции относятся: 1. «В первом поколении наследуются признаки от одного из родителей». Это положение сформулировал и которое иллюстрирует: 1. Закон расщепления генов А Закон доминирования Б Закон сцепленного наследования В Закон независимого распределения генов 5. Установите соответствие — данные работы написаны: 1. «Система природы» А «Философия зоологии» Б «Происхождение жизни» В Структура ДНК состоит из нуклеотидов: 1. Главный фактор, определяющий направленность эволюционного процесса: 1. Борьба за существование 2. Изменение числа хромосом связано с видом мутации: 1. О родстве живых организмов свидетельствует: 1. Обитание организмов в сходных условиях 3. Их клеточное строение 4. Одинаковое строение всех организмов 10. Порядок распределения в белке 20 аминокислот кодируют: 1. Фосфолипиды Тестовые задания к темам 3. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, - это: 1. Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания — это: 1. Автором строк «Под именем живого вещества я буду подразумевать всю совокупность организмов, растительных и животных, в том числе и человека» является: 1. Установите соответствие — данные работы написали: 1. «Феномен человека» А «Лик Земли» В Уникальность феномена человека по Вернадскому проявляется в том, что 1. Человек становится основным преобразующим природу фактором 2. Под влиянием научной мысли человека биосфера переходит в ноосферу 3. В единстве функционирования законов человека, общества и природы 4. Человек — начало эволюции к планетарному сознанию. Учение о биосфере разработал: 1. Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов — это: 1. Установите соответствие — данные работы написали: 1. «Космический пульс жизни» 1. «Научная мысль как планетное явление» 2. Человечество выживет лишь в том случае, когда 1. Будет сохранен озоновый слой Земли 2. Будет предотвращено глобальное потепление 3. Антропогенное воздействие на биосферу не будет превышать пороговые критические уровни 4. Будет использоваться термоядерная энергия Примерная тематика рефератов 1. Предпосылки и этапы развития науки. Закономерности и тенденции развития науки. Современные модели развития науки. Основные черты современной науки. Научная рациональность и современный этап развития науки. Наука как социальный институт 7. Возникновение и этапы развития научной картины мира. Эволюция физической картины мира. Особенности научной революции в естествознании в начале XX века. Механистическая картина мира: ее преимущества и недостатки. Становление современной естественнонаучной картины мира. Роль методологии в развитии науки. Проблемы научного метода в естествознании. Общенаучные методы современного естествознания их ха­рактеристика. Особенности использования системного метода в естественных науках. Противоречия системного мышления и пути их разрешения. Роль методов теоретического этапа познания в создании научных теорий. Квантовая механика: предпосылки и основные этапы развития. Принципы соответствия и дополнительности их методологи­ческое значение для естественных наук. Современные научные представления о структуре и свойствах элементарных частиц. Квантовая механика изменение формы детерминизма. Современные представления о взаимосвязи пространства и вре­мени в микромире. Значение квантовой механики и ядерной физики для развития цивилизации. Основные формы взаимодействий явлений объективного мира. Единство хаоса и самоорганизации в явлениях природы. Основные положения специальной теории относительности их мировоззренческий смысл. Общая теория относительности как релятивистская теория тя­готения. Проблема взаимосвязи материи, пространства и времени в кван­тово-релятивистской картине мира. Значение законов термодинамики для описания физических процессов в материальном мире. Современные модели Вселенной их мировоззренческий смысл. Космогонические концепции происхождения звезд и планет. Развитие релятивистской космологии Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций. Этапы становления и развития биологии как науки. Проблема происхождения и сущности жизни в биологии. Мировоззренческое значение эволюционной теории Генетика как наука: основные понятия и законы. Концепции происхождения жизни Руденкоосновные идеи их значение. Синтетическая теория эволюции и ее значение для современ­ной науки. Проблема мутаций в современной генетике. Проблема соотношения биологического и социального в чело­веке. Самоорганизация и управление в социокультурных системах. Основные понятия и принципы синергетики их мировоззренческий смысл. Кибернетика как наука: основные положения и принципы. Понятие информации и ее виды. Принципиальные возможности создания искусственного интеллекта. Вернадского о биосфере и ноосфере. Закономерности эволюции биосферы и ноосферы. Понятие "экосистема" и принципы ее развития. Глобальные экологические проблемы и пути их разрешения. Экология и здоровье человека. Биоэтика и формирование мировоззрения личности. Разработчики: Российская таможенная академия, кафедра гуманитарных дисциплин профессор кафедры, канд. Каждый пользователь берет на себя ответственность за неправомерное исопльзование предоставляемой информации.

Карта сайта

11 12 13 14 15 16 17 18 19